История села

...Село Новое Ильмово расположено в 14 километрах от районного центра Черемшан. Имеет земельную площадь более 2000 гектаров, из них пашни 1700 гектаров. У нас имеются прекрасный клуб, средняя школа, магазин,  фельдшерско - акушерский пункт. Село на две части делит речка  Малая Сульча, исток которой находится в пяти километрах. С северо-востока в село входит Медовая речка, а с северо-запада—Задняя речка, обе они впадают в Малую Сульчу, а она - в  Большую Сульчу,  а затем—в  реку   Черемшан   на  территории  Ульяновской  области. С юга, севера, запада  село   окружают  лиственные  леса. Местность  равнинная, поля  широкие и  ровные.  На  востоке  села почва  песчаная   и   каменистая,  а  остальные  поля  богаты черноземом. По  берегам речушек много родников. Вода в них  чистая, прозрачная, вкусная. С  юго-запада, примерно за километр от  села,  в  Малую Сульчу впадает  речка Полянка. Малую Сульчу запрудили  нефтяники, через  нее  проходит  асфальтированное  шоссе   на город Нурлат.

...Тысячу с лишним лет назад в бассейне   реки  Цильна  появились  первые всадники  булгар-чуваш. Их предки — прадеды и  прабабушки жили   на  Северном Кавказе  и  в степях Черноморья. Только летом  они  пригоняли свои   многочисленные стада  и  табуны   на Среднюю  Волгу,  ибо здесь было  высокотравье. Зимой  тут властвовали   волки да шакалы, преследуя зайцев  и  лис.

В VII веке на Великую Булгарию   напали   хазары. Племена булгар  рассеялись: одни  пересекли  Дунай  и   устремились в Восточную  Европу, другие  переселились на  Кавказ, укрываясь в горах, а третьи двинулись  на  Волгу. Многие   племена  булгар, после   нападения  на них  хазар, по  ранее пройденным   дорогам ушли  на  Среднюю Волгу   и  Каму, образовали Великое  Булгарское   государство. После двадцатилетней войны   монголо-татарские  орды  завоевали Великую Булгарию  и до конца XIV века установили свое господство. Степные чуваши, не вытерпев ига монголо-татар, ушли в  дремучие леса между реками Цивиля и Суры. Тогда опустели  плодородные степные  края рек Цильны, Свияги   и Булы.

В 1551 году чувашский народ добровольно воссоединился с Великим русским государством. В 1552 году пало Казанское ханство. Но крымские татары почти ежегодно делали набеги на  русские земли, разоряли и жгли города и села,   а   работоспособных   угоняли в рабство. Русское  государство  укрепляло  свои южные  границы, стало  строить  засечные  черты, крепости. Для  этого  нужны  были люди. Совместно с другими народами переселенцам-чувашам давались льготы и на засечных чертах выделялось по 70 десятин земли. Многочисленные чуваши, страдая от безземелья в лесных краях, целыми  деревнями  переселялись в теперешние земли Буинского, Тетюшского, Дрожжановского районов. К концу XVI века Тетюшская засечная черта уже была построена. Вот тогда и появились чувашские деревни на этих землях.

Переселенцы -чуваши из лесных краев появились и на безымянной речке (впоследствии  назвали Цильней). А речку, впадающую в Цильну, спрятавшуюся под буйно растущими ильмами, назвали Ильмово. Стали обживать земли и строить дома, обзавелись живностью Так в конце XVI и в начале XVII веков появились деревни :сначала   Старое  Ильмово, а затем  и Новое Ильмово   в  теперешнем  Дрожжановском  районе  Республики Татарстан. В то  время  они  назывались Старый  Ильмовый Куст, Новый  Ильмовый  Куст.

В начале XVII века Русское  государство  начало  строить  засечные  черты  вплоть  до Симбирска  и   далее.Старые засечные черты Алатыря, Тетюш  потеряли свое былое  значение, поэтому было   принято    решение  заселить  новые   засечные черты. Как раз  в  конце  XVII —начале XVIII века некоторые  чуваши, живущие   по берегам  реки  Цильна,  переселились  на земли   теперешнего         Черемшанского  района. Чуваши,  ранее  проживавшие   в разных   Ильмовах,   и на  нашей земле  образовали  два   села. До построения  засечной черты  по  реке  Сульча  жили      калмыки. Расположенные  на Сульче   деревни   Старое и  Новое  Ильмово сначала   стали    называться   Калмыково.

Учитель истории Новонльмовской сред­ней школы С. Н. Максимов в свое время беседовал со старожилами села И. Уламасовым (89 лет), П. Ларивановым (86 лет), К. Скворцовым (72 года), А. Яландаевым (85 лет), Д. Вяткиным (84 года) и другими. Вот что они поведали Сергею Николаевичу о зарождении села Новое Ильмово.

До  переселения   чуваш   на  нашей   земле шумел   многовековый дремучий   лес  с обширными     полянами. Кочевые   калмыки   со своими   стадами  и  табунами   в   летнее   время   жили на  наших землях. Подтверждение   тому   и названия —Калмыково,  калмыцкое   кладбище.   В 1939—40 годах   односельчане   У.Митрюков, X.Паймуратов на   своих  дворах   копали подвалы.  Во время  работы   они   выкопали человеческие кости. Оказывается, в далекие времена на местах их подворьев было калмыцкое   кладбище.

По словам И. Уламасова, одни из калмыков селились па месте нашего села, другие—в одном ки­лометре от него. В детские годы дедушки Ильдюка Уламасова еще сохранились места землянок, где жили калмыки. Это место новоильмовцы называют «поляна по­крашенного столба». И теперь этот участок земли называется также. Односельчане этот участок земли никогда не вспахивают.

Во второй половине XVII-начале XVIII веков поволжские чуваши, не вытерпев эксплуатации чиновников царя и помещиков, тайно переселялись в дальние края, где в избытке были вольные земли. Так, в наших местах появились три чуваша—Сидуган, Пайдуган, Ильдуш. Они вырыли землянки, привезли свои семьи. Местность была очень красива: текла сонная прозрачная речушка, по ее берегам выбивали родники, луга пестрели разно­травьем, вокруг полян высились высокие деревья, пригодные для строительства.

Эти три чуваша были   из Нового Ильмова теперешнего Дрожжановского  района. Прошли годы. Неутомимые  переселенцы рубили лес, корчевали пни,  расширяли  посевные  участки, занимались  земледелием, охотились,  собирали мед  диких  пчел,  разводили  скот. Жили  в курных избах, болели  трахомой, некоторые от этой болезни слепли. Если раньше в одном доме совместно жили и родители, и женатые сыновья, то по истечении времени  родители стали выделять женатых сыновей, строили для них  дома, поэтому из года в год деревня росла.

Вот  перед  нами  любопытный   документ,  датированный 1780     годом. В нем  говорится:  «...деревня Калмыково  «Старый Климовый Куст» (Ильмовый Куст)  тож  при реке Большой  Кольче  (теперь Сульча): в деревне  живет   75   ревизских   душ;  деревня Калмыково «Новый Климовый Куст» (Ильмовый   Куст)  тож при реке Большой   Кольче ».

Потом  названия  деревень  изменились так: «Казенная   деревня  Старая  Ильмова  (Калмыково, Ильмовый   Куст) при   реке  Сульче.  В  1859 году  в деревне  было: 83  хозяйства:  243 мужчины, 254   женщины.  «Новая  Ильмова,  казенная  деревня   при  речке  Сульче». В  этой деревне было  45   дворов: 245 мужчин, 256 женщин. Вот  эти   старые  документы   подтверждают, что  села  Старое  Ильмово  и Новое  Ильмово   Дрожжановского и  Черемшанского районов  из одного  корня. Жители села Старое Ильмова приняли православную веру, в селе до организации колхоза была церковь, в Новом Ильмове часть жителей приняла православную веру, а часть осталась верной язычеству, поклонялись солнцу, небу, лесу, реке.

Солдатская служба в далекие времена длилась 25 лет. Некоторые   чувашские солдаты из-за неимоверных трудностей и издевательств со стороны офицеров бежали с солдатской службы. В пяти километрах от деревни в дремучем лесу они отыскали поляну, вырыли землянки  и жили в них. Эта поляна теперь называется Поляной беглецов. Там до сего времени сохранились неглубокие ямы от бывших  землянок.

На севере села, в четырех верстах от него, в лесу имеется большая поляна, где в царские  времена любили останавливаться цыгане, зовут ее Цыганской поляной. На северо востоке села в лесу находится  поляна, где выбивает родничок. Наши деды выращивали на ней репу, поэтому она и называется Поляна репы.

Интересно пpoиcхождение названия речки Медовая. Давным-давно    по   глубокому оврагу  росли  ива, черемуха, ольха, рябина, орешник, по дну журчала речушка, по обеим берегам которой были небольшие полянки, где находились пасеки. Однажды летом прошел ливень с грозой. Он был такой сильный, что вода вышла из берегов и смыла все ульи. С тех пор эта речушка и называется  Медовой.

Не  обошла  наше село стороной и столыпинская реформа. Приезжий богатый татарин Барый подкупил волостного старшину и землемера и они прирезали ему лучшую землю на западе села. Барый на выделенном участие поставил дом, построил хозяйственные службы. Земля давала ему хорошую прибыль. После Октябрьской революции он сбежал.

Мои односельчане землю делили через 12 лет, но земельный  пай; получали только мужчины. Землю пахали сохой, сеяли вручную, жали серпом, урожай получали небольшой, молотили цепами. Однолемешный плуг появился только в 1911 году. Дома освещались лучиной, керосиновой лампой стали пользоваться только  в 1900 году. У чуваш-язычников  были  свои  праздники, у  православных  свои. Крестьяне обувались в лапти, носили домотканную одежду, зимой—кафтан, армяк, шубу, валенки, тулуп. Сапоги имели только богатые. Пища была самая простая; масло, яйца мясо старались продавать, их употребляли только по большим праздникам,  варили  домашнее пиво, водку  покупали редко. Пьяниц презирали, осмеивали,  наказывали  по неписаным     деревенским   законам.   Женщины    носили  головной убор хушпу, а  девушки — тухъя. Эти головные  уборы  были очень  красивыми,  украшались   бусинками, серебряными   монетами. Женщины  и  девушки   носили их  во время   работы. Был даже такой   суровый обычай — женщины при  мужчинах     даже не имели права  показывать   нагую  ногу.

В 1870  году  в  Новом Ильмове насчитывалось 90 дворов. Крестьяне   на   низменной западной  части  села решили создать искусственное   озеро.  Лопатами, используя гужевой   транспорт, они выкопали   большой котлован, прорыли канавы,   по  которым  в котлован   поступала дождевая   и   вешняя вода. Пустили  туда мальков речной рыбы. Молодцы   были  наши прадеды   и   прабабушки,   пеклись  и о   красоте   своей   деревни. Теперь  это озеро   заилилось.

Несколько   слов   об обычаях  и вере  язычников-чуваш. Как  уже  упоминалось  они  верили    в   различные  природные  явления. У них был  злой дух —Киремет. Его  надо было  обязательно   задобрить,  чтобы  он   не мешал добрым духам, которые   помогали приносить добрый уро­жай, сохранить здоровье  людям,  не допус­кали порчи животных.

На юго-восточной стороне села на берегу Сульчи есть большая луговина. Помню ее окружали вековые березы, там было обильное разнотравье. В середине луговины находилась небольшая, аккуратная возвышенность, где рос могучий дуб. Вот это место и являлось священным местом Киремета. Весной после сева по совету стариков подростки ходили по дворам, собирая деньги, муку, крупу, яйца, масло, творог. На собранные деньги старики покупали годовалого быка. В назначенный день его резали. Мясо и кашу варили в нескольких больших котлах. А за неделю до этого дня варили домашнее пиво. Когда мясо сварится и поспеет каша, выбранный старик—мучавар читал молитву в честь Киремета, потом он же задабривал Киремета монетами, лоскутками материи, подвешивал  на сучьях дуба вышитые  полотенца, поил пивом, угощал  мясом и кашей. После этой торжественной части все население села угощалось пивом и кашей. Каждый присутствующий на священном месте Киремета задабривал всемогущего монетами.

Если летом погода стояла сухая, долго не было дождей, мои земляки проводили Утеок. Тоже на священном месте Киремета варили кашу и мясо. Когда варево подоспевало, старик-мучавар читал молитву, прося у добрых духов, чтобы они оросили благодатным дождем поля и луга. Затем все присутствующие угощались, после трапезы, не снимая верхнюю одежду, купались в Сульче, обливая друг друга водой.  Возвратившись в село, обливали водой всех, кого встречали на своем пути. По поверью обливание в скором времени  принесет  дождь и поля  зазеленеют всходами.

   В летний Николин день девушки и парни вечерами собирались на хоровод. Пели, плясали, веселились до поздней осени. А в Петров день проводился днев­ной прощальный хоровод. На главной улице села собирались все парни и девушки. Взяв друг друга за руки, нарядные девушки образовывали круг, самые голосистые начинали петь хороводные песни, их подхватывали все остальные. Пожилые мужчины и женщины, старики и старухи любовались хороводом, а парни присматривали себе невест. До захода солнца хоровод переходил за околицу, на то место, где устраивалось прощальное пение. Это было последним днем хоровода (уява)

   В XVIII веке у нашего народа был дикий, нечеловеческий, душу раздирающий обычай. Для того, чтобы новый мельничный пруд не прорывался водой, после запруды туда живой бросали самую красивую девушку села, чтобы задобрить водяного. Никто не имел права защищать и спасать девушку от неминуемой смерти. В XIX веке этого обычая уже   не стало.

   Не обошла стороной наше село война царской России с Японией в 1904 — 1905 годах. На войну были призваны С. Давыдов, М. Митюков, М. Ильмаев, Родионов. С войны вернулись только С. Давыдов и М. Митюков.

   В начале XX века из моих односельчан  никто  не  держал лавку. В Новое Ильмово со своими  товарами приезжал купец из Каргали Нурий бабай. После его   смерти его   дело продолжил  зять Латып, который наряду с  торговлей открыл еще     небольшой  кирпичный   авод. Ему в этом деле    помогал  Е. Ильмендеев. Новомльмовский   кирпич   славился своим качеством, из него были построены мечети в  Каргалях и Каменке.    В 1910 году распространилась холера. Многие новоильмовцы, особенно дети, погибли от этой болезни. От холеры «лечились» языческим способом. У выступа небольшой горы прорыли туннель, у его входа разожгли костер. Bcex людей пропускали через этот туннель, чтобы они очищались от холеры огнем. Потом вокруг села сохой (ее должны были тянуть 41 девушка, а управлять — самый уважаемый мужчина села) проводили борозду, чтобы холера не проникла в село.. По борозде катали клубок из шерстяной нитки.

   Между 1870—1880 годами в Новом Ильмове открылась школа. Она помещалась в свободном доме сельского богача. Первым учителем, по словам стариков, был Семен Васильевич Парменов — уроженец села Таяба Самарской губернии. За учебу своих детей новоильмовцы платили натурой. Только с 1890 года начали платить учителю деньгами — по 8 рублей за месяц. Детей учили читать, писать, считать, закон божий был обязательным предметом, учил ему староильмовский поп, приезжая в школу через день.

  После   Октябрьской революции в селе  открылась начальная школа, учителем был Василий Чумаков, а после него с детьми в течение трех лет работал односельчанин Николай Евдокимович Максимов. Долгое время в нашей школе учительствовал Тихон Миронович Миронов, который скончался в 1959 году. До Великой Отечественной войны школа была семилетняя, с 1951 года—средняя. За годы своего существования она выпустила около тысячи выпускников. Среди    них П.B.   Афанасьев,  известный чувашский   поэт, прозаик  и драматург. Живет и работает   в Чебоксарах,   является главным  редактором Чувашского радио, автор 13 книг,  лауреат    литературной премии классика чувашской   литературы Сеспеля Мишши.           

   Другой выпускник Д. Н. Михлеев—кинорежиссер на «Беларусьфильме». Его кинофильмы «Веселые ребята», «По секрету по белому свету», «Воля вселенной» и другие демонстрируются в кинотеатрах страны.

   Первоначальные знания в нашей школе получили подполковник К.М.Сидуллин, майоры Л.М.Скворцов, М.Г.Афанасьев, М.С.Паймуратов, Н.А.Яландаев, подполковники А.Е.Подтопкин, В.К.Валеров, кандидат медицинских  наук А.C.Максимов,  заслуженные  механизаторы   колхоза  П.Т.Скворцов, И.М.Абрамов, П.С.Стифанов, Н.Захаров, П.Н.Мельников.

   В  Новоильмовской средней школе работали такие замечательные учителя, как К.К.Валеров, Н.А.Улаева, Е.А.Улаева, С.Н.Максимов, О.А.Митюкова, О.И.Иванова, сейчас работают А.М.Иванов, В.П.Мельников, Т.В.Мельникова, А.И.Митюков  и другие...

    14 августа 1914 года  между  царской  Россией и Германией  началась война. Россия объявила   всеобщую мобилизацию. 22 августа из  нашего села были призваны  в царскую  армию 32 человека, а   потом — практически все работоспособные   мужчины. Война длилась более трех лет, вызвала многочисленные    разрушения,  людские жертвы.  Рабочие голодали, упало    сельское хозяйство. Солдаты были  недовольны этой войной. Армия деморализовалась, начались братания  между   российскими  и германскими солдатами.

     23 февраля 1917 года пало  царское правительство,  но  временное  правительство во главе А.Керенского войну  решило вести до победного конца. Октябрьская  революция  1917 года покончила  с двоевластием.   Наш  односельчанин  Федот Уламасов  принимал участие в Московском  вооруженном восстании. Вот  что он    поведал об  этом   во  время встречи с учащимися местной средней школы: «В казарму  солдат тайком  прибыли рабочие одного из заводов   Москвы. Они  рассказали солдатам о победе   Октябрьской революции в  Петрограде, о том, что власть перешла  к Совету рабочих и солдатских депутатов. Узнав  об этом, солдаты   дружно закричали  «ура!» Появились офицеры и попытались  арестовать  рабочих-агитаторов, но    солдаты   помешали им, выдворили офицеров  из казармы. По  призыву рабочих солдаты выступили против  Временного  правительства. Я тоже с  ними. Четыре дня мы   воевали с юнкерами. На  пятый день меня ранило, попал в госпиталь. Через пять месяцев выздоровел и опять встал в строй. Принимал участие в ликвидации бандитов, контрреволюционеров в Москве, воевал против  добровольческой  армии Деникина, участвовал в разгроме банды  Махно. Домой   вернулся   в 1921 году».

    В 1918   году   на  гражданскую войну из нашего  села   добровольно ушли  Хрисан  Бондарев, Родион Салиманов — защищать Советскую  власть.

   Весной 1919 года в село вступил  отряд колчаковцев. Их штаб  расположился   в доме  Михаила   Скворцова. Белогвардейцы  тут же занялись  грабежом. В селе  нашелся  предатель, который   составил список коммунистов  и активистов и  предоставил его колчаковцам. Первым был  арестован коммунист  Павел Павлович Чернышев. Был он  грамотным, состоял в партии  большевиков. Чистопольский  комитет  РСДРП направил   его в Кутеминскую волость   для партийной работы. Он организовал  партийные ячейки в  селах Старое и Новое Ильмова.  Работал секретарем партячеек  этих сел. Сочувствующими партии большевиков в нашем селе  были Г.Федоровский, Е.Плотников,  Ф.Волков, В.Сидоров, А.Т.Сидоров, Н.Симухин, В.Уламасов.

  Допрос  П.Чернышеву  учинил офицер, но он никого не  выдал, был жестоко   избит, а  затем отправлен в  Лашманку. И там коммунист  Чернышев молчал. Его расстреляли,  а тело подбросили в  песчаный карьер   недалеко в от Нового  Ильмова. Коммуниста   похоронили новоилъмовцы.

    Колчаковцы арестовали и Г. Федоровского, но и он на допросе никого не выдал. Офицер и еще один колчаковец повели Г.Федоровского на расстрел. По пути им встретился сельчанин Ильдуш Иванов. Офицер спросил у него: «Скажика, что за человек   Г.Федоровский?» И.Иванов подумал   и     ответил:    «Хороший    семьянин,  трудяга, для  села и людей ничего плохого не сделал». Тогда офицер дал Г.Федоровскому   задание:  идти  в Старое Ильмово, узнать, кто  находится в селе—красные или белые, потом   об этом , доложить ему. Но   Г.Федоровский добрался до леса и  укрывался там до  прихода крас­ноармейцев.

    Арестовали и Тимука Тимофеева. Его привезли в Черемшан  и заперли в какой-то кладовке. Испугавшись допроса и издевательств, он покончил жизнь самоубийством.

    Осенью 1919 года в Красную Армию были призваны В.Афанасьев, М.Иванов, И.Кириллов, И.Максимов, К.Скворцов, П.Никитин, А.Ухливанов, С.Темников, И.Туймеев и другие.

   В один  из осенних дней 1919 года  в наше село  ворвались  вооруженные   чем попало   крестьяне разных национальностей. Командовал ими офицер. По его  приказу   в центр села  собрали новоильмовцев. Офицер приказал  им вооружаться  вилами, топорами, косами. Люди не захотели  подчиниться. «Если не организуете  отряд, то всех   расстреляю»,  — заявил офицер. Боясь расправы, сельчане сформировали  отряд. На другой день   «вилочники»   выступили в поход и  двинулись  в  село Багана, где находились  красноармейцы. Увидев их, побросав  свое нехитрое вооружение,  новоильмовцы  и другие «вилочники»  разбежались кто куда.

  В селе был избран комбет, председателем его стал Владимир Уламасов. Комбет  вел  общественную работу, помогал беднякам, оказывал содействие продотрядовцам.

   1921 год. Летний  жгучий зной. Ни капли дождя не выпало за все лето. Хлеба выгорели. Разразился голод.  Хорошо, что для  детей организовали столовую. Зима 1922  года унесла   из жизни   около 150  новоильмовцев. Весной Советская  власть помогла семенами.  Худо-бедно   крестьяне все же  отсеялись. Урожай  они собрали  неплохой. Свободнее вздохнули люди. Те, кто в голодный   год    уезжал в Сибирь, стали    возвращаться    в родное  село.

...В конце   1930 года в Новое  Ильмово приехали Сулагаев  и Юманин  —уполномоченные волостного исполнительного  комитета.  Они должны были организовать  колхоз. Село бурлило: то и дело заседания   коммунистов, комсомольцев и активистов,  собрания и сходы сельчан. Комсомольцы  (первыми   комсомольцами были Б.Туманов, А.Сидоров,  Я.Симухин, В.Сидуллин,  В.Сидоров, И.Макаров) по поручению  коммунистов ходили  по дворам   и  агитировали вступить в колхоз. На общем    сходе  почти единогласно  проголосовали за колхоз. Первым   председателем колхоза стал Алексей Скворцов,   счетоводом —Николай Максимов, бригадирами —Митрофан Абрамов  и  Минюха   Паймухин. В состав правления избрали Е. Скворцова, А. Фомина,  Н. Максимова, А.Скворцова, М. Муськина, М.Паймухина, Г.Макарова. Председателем сельсовета стал Михаил Аксинин.

   Антисоветчики распускали среди новоильмовцев разные слухи о колхозах, втихомолку угрожали тем, кто уже вступил в колхоз, умело «обрабатывали» колеблющихся. В стороне  не  оставались и служители  церкви. Крестьяне стали выходить из колхоза, резать скот и за бесценок продавать его. К лету колхоз распался.

   В  1931 году в колхоз стали  принимать только по заявлениям. Первыми подали заявления Е.Скворцов, И.Сидоров,   Н.Сидоров, М.Паймухин, Н.Максимов, Г.Федоровский, М.Аксинин, И.Ваструков, Б.Туманов. Председателем колхоза  избрали Максима Скворцова,  счетоводом    Н.Максимова, полеводом Илью Сидорова, председателем  сельсовета М.Аксинина,  секретарем   сельсовета Г.Федоровского.  На сходе граждан  села по  настоянию     вышестоящих  органов решили   выселить Е.Ильмендеева,  П.Кузнецова, С.Давыдова,    М.Митюкова,   В.Никифорова, Б.Савдиярова, В.Федорова,    С.Тухтамонова. В чем же  была их вина?  Их  хозяйства  были середняцкие, землю обрабатывали  сами, батраков  не держали. План раскулачивания был спущен  из волости и его надо  бы­ло выполнить обязательно. После пересе­ления вышеназванных крестьян  в село приехал уполномоченный из Казани т.  Иванов, из волости  т.Башарин. Более-менее зажиточных  крестьян они обложили  непосильными   налогами. У тех, кто своевременно не выполнял  их, в пользу колхоза  отбирали хозяйственные постройки, даже дома. Вместо   разъяснительной работы   использовали силовые методы. К весне 1931 года в колхоз вступило 130 хозяйств. Весенний сев провели успешно. Но единоличники  в Новом Ильмове  были долго, их  не стало только в   пятидесятые годы.

Со временем   в колхозе появились фермы— свиноводческая, овцеводческая, птицеводческая, крупного скота. В 1935 году из Лашманской МТС в село направили трак­тор СТЗ, управлял им наш первый тракторист— односельчанин Василий Фомин. В 1939 году колхоз приобрел первую грузовую машину - полуторку, шофером был Паймуза Стифанов. Постепенно техника стала вытеснять ручной труд. В 1940 году колхоз им. Калинина вырастил хороший урожай, на один трудодень колхозники получили по 8 кг зерна. Жить бы да жить, работать да работать, на разразилась Великая Отечественная   война.

Из Нового Ильмова на фронт ушло около трехсот человек, 126 новоильмовцев отдали свою живнь за Родину. Василий Иванович Сидоров, имея только начальное образование, благодаря своему уму, отваге, сообразительности, организаторским способностям, дослужился до звания капитана и командовал стрелковым батальоном. За проявленную храбрость и умелое командование он был награжден медалями, орденом  Красной  Звезды, за форсирование Днепра и удержание плацдарма до подхода основных сил дивизии удостоился ордена Александра Невского. Вернувшись с фронта в родное село, Василий Иванович не чурался никакой работы, трудился там, куда направляло его правление колхоза им. Ильича.

Иван  Хуснуллович Митюков на фронте был командиром орудия. За ратные подвиги награжден орденами Славы III и II степени и многими медалями. Он не подкачал и в мирное время, долго работал председателем колхоза им. Ильича, затем руководил МСО Черемшанского района. Теперь он на заслуженном отдыхе, но не  оставляет общественной работы, является руководителем местного совета ветеранов войны, Алексей Николаевич Редюков действительную службу проходил в артиллерийской части. Когда началось нашествие немецких фашистов, он в первые же дни был мобилизован на фронт. Учился на краткосрочных курсах артил­леристов. Войну закончил командиром батареи. За храбрость в боях он удостоился многих медалей и орденов.

X.П.Паймуратов был призван в Красную Армию в октябре 1941 года. Был связистом, несколько раз был ранен, остался жив, за обеспечение беспрерывной связи в наступательных боях удостоился знака «Отличный связист», орденов Красной Звезды, Славы III степени, медалей «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За отвагу». С 1948 года по 1955 год работал председателем колхоза им. Калинина. За трудовые успехи несколько раз награждался ценными подарками.

  Колхозом им. Калинина до войны руководили М.Скворцов, С.Долгов, И.Васюткин, в годы войны— Г.Патин,   П.П.Гурьянов, М.Михлеев, а послевоенные годы—И. X. Митюков, X.П.Паймуратов, М.Т.Паймухин, П.И.Редюков, 3.А.Гараев, В.П.Трофимов, А.Н.Романовский, П.Л.Сайдуллин, С.Н.Захаров.

Хороших  трудовых успехов наш  колхоз добился под  руководством    П.И.Редюкова. По  образованию ученый-агроном  он умело организовал труд во всех  отраслях. В те  годы односельчане добились  высокой   урожайности: с одного  гектара получали более  20 центнеров зерна. Молочная   ферма      колхоза вышла в  призеры  в районе—от одной   коровы надаивали более 3000  литров молока. За  трудовые   успехи передовые   доярки   Л. А.    Муськина,    О.Н.Захарова  были   награждены   орденами Трудовой  Славы III степени, заведующий молочнотоварной фермы  С.М.Абрамов удостоился        ордена «Знак Почета», передовой тракторист колхоза И.М.Абрамов —ордена Октябрьской революции.

  В 70—80 годы колхоз построил типовые здания молочнотоварной и свиноводческой ферм, телятник, механизированный парк, двухэтажное здание школы,    Дом культуры. До села проложено асфальтированное шоссе. Многие колхозники строят кирпичные дома.

      Сейчас мы  переживаем нелегкое  время перехода на   рыночные отношения. Безусловно,  колхозу нелегко. Но мои  односельчане— оптимисты,  у них большое желание преодолеть  все трудности, сделать  жизнь лучше  и стабильнее.

МБОУ "Новоильмовская СОШ" Черемшанского муниципального района РТ

Адрес: РТ Черемшанский район д.Новое Ильмово ул.Советская 13


Телефон: 8-(84396)-2-45-32

E-mail: nov_ilm.schkol@mail.ru

Новое Ильмово

© nov-ilm-school

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz